Автор репортажа: MagShop

Футбол
28.10.2018
Чемпионат Армении. Высшая лига
Ереван. Республиканский стадион им. Вазгена Саркисяна
Зрители: 150 (вместимость: 15.000)
«Пюник» (Ереван) — «Ширак» (Гюмри) 1:1

Шел третий день нашего путешествия по Армении. Стараясь совмещать футбол с чем-то еще, в данном случае с обычным туризмом, первую его половину мы посвятили знакомству с довольно раскрученными достопримечательностями — древними храмами Гарни и Гегард.
Гарни, построенный в I веке нашей эры, то есть еще в дохристианскую эпоху Армении, не впечатлил. Как ни старался, но почувствовать, стоя рядом с ним, какую-то особенную энергетику, о которой говорят по ящику, я не смог. Может быть это из-за того, что в 1679 году в результате сильного землетрясения храм был почти полностью разрушен, и сейчас нам показывают его версию, восстановленную в советское время. Или из-за большого числа туристов, снующих туда-сюда со своими гаджетами. Не знаю. Хорошо хоть, что на территорию мы вписались совершенно бесплатно, пробравшись внутрь по тропинке, идущей вдоль края отвесного склона.

Гегард совсем другое дело. Этот красивейший монастырский комплекс VIII века, спрятанный в ущелье горной реки Гохт, расположен примерно в 40 километрах от Еревана. Часть его отлично сохранившихся храмов полностью выдолблена внутри скал. На территории то тут, то там встречаются вырезанные в каменных стенах и отдельно стоящие хачкары — традиционные армянские памятники с крестами. Вот здесь чувствуется настоящая мощь. При этом, несмотря на обилие местных, приезжающих помолиться в главной и наиболее почитаемой церкви Гегарда Каготике, а также вездесущих туристов, тут очень спокойно.  

В завершение туристической части репортажа хочется вспомнить о чудесном армянском гостеприимстве на примере истории с таксистом, который отвез нас из Гарни в Гегард и потом вернул в Ереван. Сперва все было, как обычно: мы подняли руку, остановили машину, договорились о цене и поехали. Но буквально через несколько минут, где-то на окраине Гарни, водитель глушит мотор и безапелляционно заявляет: «Вот мой дом. Сначала поедим, потом поедем». Мы послушно заходим во двор, знакомимся с мамой, другими членами большой армянской семьи, завязывается разговор. Глазом не успели моргнуть, как на столе появились нехитрые, но чертовски вкусные угощения: свежий лаваш, домашний сыр, орехи, и, конечно, кофе. Учтите, люди в Армении живут бедно. Однако, денег никто не требовал. Подобное гостеприимство в здешних краях не редкость. Нам было очень приятно.

Ну а вечером мы пошли на футбол, на поле Республиканского стадиона имени Вазгена Саркисяна ереванский «Пюник» принимал «Ширак». Приехав на стадион, увидели привычную для Армении картину: ни афиш, ни билетов, ни программок, ни, что самое плохое, людей. Об атрибутике и говорить не приходится. По слухам, свой фан-шоп в Армении есть только у «Бананца». Однако мы там не были, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию я не могу.

Прежнее название стадиона — «Динамо». Это в начале 50-х годов, когда Армению в чемпионате СССР начал представлять ереванский «Спартак», его изменили на «Республиканский», а в 1999 году, после убийства бывшего премьер-министра Вазгена Саркисяна, ему присвоили имя известного политика. В один из других дней на неприметном книжном развале ереванского вернисажа, меньше чем за один евро, я приобрел любопытную брошюру 1967 года выпуска под названием «Мой любимый футбол», где нашел очень интересные фотографии. На них видно, каким был «Республиканский» в далеком прошлом и что за события на нем происходили:
1. В Ереване встретились давние коллеги, знаменитые вратари: Сергей Затикян, Алексей Хомич и Рафаэль Матевосян. Им есть что вспомнить.
2. Самая сильная команда Армении 1956 года — ереванский «Спартак», во главе с главным тренером, заслуженным мастером спорта Дангуловым Абрамом Христофоровичем.
3. Не первый раз на Республиканском стадионе тренируются футболисты сборной (слева направо): москвичи Геннадий Логофет, Лев Яшин, тбилисец Рамаз Урушадзе, киевляне Виктор Серебряников, Виктор Банников, Виталий Хмельницкий.
4. Футболисты Тулуза приветствуют ереванских болельщиков.
5. 30 июля 1961 года. На Республиканском стадионе ереванский «Спартак» принимает будущих чемпионов СССР. Голкипер гостей Олег Макаров останавливает опасный момент хозяев поля.
6. На поле выходят команды «Спартак» (Ереван) и «Винер-Нойштадт» (Австрия). Этот матч со счетом 5:2 выиграл «Спартак».

Со времени открытия «Республиканский» дважды реконструировался. Впервые в 1963-м. Второй раз в 2000 году. На сегодняшний день это единственный стадион в Армении, которому разрешено принимать матчи национальной сборной. Его вместимость около 15 тысяч зрителей.
Друзьям стадион понравился, мне тоже. Больше всего запомнилась его великолепная архитектура: облицовка розовым туфом не только снаружи, но и внутри арены, изящные скульптуры, длиннющая колоннада. Все эти и другие вещи делают ереванский стадион, открытый в 1935 году, неповторимым и легко узнаваемым.
Из резко отрицательных моментов назову лишь один — слишком большое расстояние между полем и трибунами, до кучи прикрытое ковром отвратительного цвета.

Ереванский «Пюник», что в переводе на русский язык означает «феникс», основан в 1992 году. Честно говоря, не знал, что в первые годы своего существования команда называлась «Оменетмен» — также называется всеобщий армянский физкультурный союз, аналог Сокольского молодежно-спортивного движения. Как спортивно-скаутская организация «Оменетмен» был основан в 1918 году в Константинополе, в противовес подобному движению Османской империи. Если верить интернету, в 2000-м и 2001-м «Пюник» назывался «Арменикум». Не знаю, связано это или нет, но примерно в то же время армянскими учеными был разработан одноименный препарат, якобы эффективный при лечении ВИЧ-инфекций и многих других заболеваний.
За свой недолгий по футбольным меркам век «Пюник» умудрился стать одним из самых известных клубов в современной истории страны, выиграв 14 раз чемпионат Армении, 8 раз победив в кубке и 9 в Суперкубке. Естественно, он то и дело выступает на международной арене, правда, пока особых успехов там не снискал. В Лиге чемпионов дальше второго квалификационного раунда «Пюник» не проходил. А в Лиге Европы лучшим является как раз текущий сезон. В нем, под руководством российского тренера Андрея Талалаева, пригласившего в команду немало игроков, с которыми он работал ранее в «Тамбове» и других командах, «Пюник» впервые в истории армянского футбола вышел в третий раунд, где споткнулся о прочную стену тель-авивского «Маккаби». Кстати, ходят слухи, что российский владелец «Пюника» армянского происхождения вот-вот собирается переименовать клуб, пожалуй, самым знаменитым воспитанником которого является нынешний игрок лондонского «Арсенала» Генрих Мхитарян.

Историю «Ширака» я расскажу позже, когда буду писать репортаж о футболе в Гюмри.

Что может быть хуже пустых трибун? Я не знаю, но когда футбольный матч с такой громкой по местным меркам вывеской собирает аудиторию всего-навсего в 150 человек, это ненормально. Единственное, что нас радовало — неожиданное присутствие фанатов с обеих сторон.
Хозяев поддерживал фан-сектор из примерно 10 человек, в арсенале которых был полосатый сине-белый флаг на древке, тряпка с хештегом #gopyn, а также флаги с эмблемой «Пюника» и Армении, висевшие на заборе. У некоторых я видел розы. Их поддержка оказалась простой, но в то же время более или менее постоянной. Молодцы!
Зарисовку о юных фанатах «Ширака» следует начать с их эффектного появления. Они зашли на стадион с каким-то зарядом, сопровождая его ударами барабана. И не просто зашли, а уверенным шагом направились в сторону болельщиков «Пюника». Случись подобное где-нибудь на Балканах, драка была бы неизбежна, но в Армении никто ни с кем не конфликтует, да и серьезными обе группировки назвать никак нельзя, поэтому все сошло на нет, как только «пионеры» из Гюмри наткнулись на первую же преграду — сотрудника то ли полиции, то ли охранника, который указал им на сектор, где они могут стоять. Подойдя поближе, я не обнаружил среди них ни одного взрослого. Но зато как искренне эти дети шизили, нужно было видеть. Круто!

Не знаю почему, но, кажется, все мы, я имею в виду себя, Закреста и бродягу по прозвищу Pipez симпатизировали «Шираку», название которого было созвучно с известной лапшой быстрого приготовления. Играли они неплохо и даже вели в счете на протяжении почти всего поединка, забив гол на 15-й минуте. Но российский тренер «Пюника» пытался всячески повлиять на ход встречи, и уже в добавленное время его подопечным удалось сравнять счет. Сделал это воспитанник казанского «Рубина» Максим Жестоков. Матч так и закончился.

Продолжение следует…